Мониторы поддерживающие 3d vision. Проекторы и мониторы


НР 2311 gt | Поляризационная стереоскопия начального уровня

Сегодня мы говорим о стереоскопическом 3D, который можно найти в гостиных обеспеченных граждан и в многодисплейных стендах нашей лаборатории. Если судить по офисам во всём мире, можно подметить, что эта технология у нас приживается. Но за пределами наших лабораторий, друзей и знакомых, которые планируют купить 3D, можно пересчитать по пальцам.

Мы совсем не удивлены, что технология стереоскопического 3D не стала столь популярной, как надеялись производители. Цены на экраны, достаточно мощные графические карты и очки с активным затвором по-прежнему достаточно высоки. И если вас не поражает увиденное на экране, то нет повода и раскошеливаться на значительные суммы.

Тем не менее, мы стараемся идти в ногу со временем. Изначально мы опубликовали первое введение в Blu-ray 3D на ПК , а совсем недавно углубились в тщательное сравнение 3D Vision от Nvidia и HD3D от AMD . Однако до сих пор мы не затронули две самые популярные стереоскопические 3D-технологии: системы с активным затвором и поляризационные пассивные системы.

Когда Hewlett-Packard сообщила нам, что хочет прислать свой новый монитор НР 2311 gt для обзора, у нас появилась возможность оценить продукцию HP и сравнить пассивное решение с активным дисплеем на 120 Гц, который мы использовали ранее.

Монитор HP 2311 gt 3D

Более года назад мы выпустили обзор монитора 2311x HP "Three-Way 23" LED LCD Roundup: Dell, HP, And Samsung" . Бюджетный 23-дюймовый ЖК-дисплей с матрицей TN имел родное разрешение 1920x1080, пластиковый корпус, а возможность лёгкого подключения обеспечивали перпендикулярно расположенные разъемы на задней стороне монитора.

НР 2311 gt создан по образцу 2311x, что говорит о том, что НР 2311 gt ориентирован на потребителей начального уровня. И его цена тому подтверждение: на момент написания обзора он стоил около 11,5 тыс. рублей. Это одна из самых низких цен на 3D-монитор из всех, что мы видели.

За эту цену вы получите корпус как у модели HP 2311x – они оба пластиковые и лёгкие, с литой базой, которая не позволяет изменять высоту или вращать ЖК-панель. Наклон может быть установлен на уровне от 90 до 65 градусов от стола (наклон - критическая настройка для технологии Film-type Patterned Retarder 3D, но об этом мы поговорим позже). Несмотря на ограниченность регулировок, монитор достаточно устойчив.

По нашему мнению, перпендикулярное расположение разъемов HDMI, DVI и VGA у монитора НР 2311 gt делает их легкодоступными и удобными для подключения. Но, оно будет мешать при монтаже монитора не стену, хотя, данная модель такого не подразумевает, так что это не проблема.

Навигация по главному меню осуществляется четырьмя кнопками в правом нижнем углу монитора. Оно включает базовые настройки контраста и яркости, но предоставляет более тонкие настройки управления цветом, где есть возможность регулировки уровней красного, зелёного и синего цвета. Это тоже хорошо. По данным калибровочной утилиты Spyder 2 Pro у нашего образца высокий уровень синего и зелёного, ввиду чего мы получили рекомендацию установить цвета в значения R255, G195 и B160.

В наборе с монитором НР 2311 gt вы найдёте адаптер питания и шнур, кабель HDMI длиной около 1,8 м и CD с документацией и ПО. На этом диске есть медиаплеер CyberLink PowerDVD для воспроизведения Blu-ray 3D и вывода DVD video в режиме 3D, а также программа TriDef 3D для запуска игр в стереоскопическом режиме. Это всё, что нужно для просмотра видео и игр в стерео формате, конечно, кроме самого контента. Естественно на нём же находятся остальные компоненты, такие как драйвер монитора, утилита настройки шаблонов HP и 25 демонстрационных 3D-фотографий.

Кроме того, в коробке есть две пары пассивных FPR-очков с защитными чехлами и тряпочкой для протирки. Важно отметить, что эти лёгкие простые и дешёвые поляризационные очки являются сильной стороной пассивных 3D-дисплеев. НР 2311 gt также работает с очками RealD 3D, которые вы могли встретить в кинотеатрах, и брендовыми очками LG FPR 3D.


Технические характеристики монитора HP 2311 gt
Модельный номер QJ684AA
Тип матрицы TN
Размеры экрана, мм 509 x 286,4
Размеры, мм 558 x 159 x 416,5
Вес, кг 3,7
Углы обзора горизонтальный 170o, вертикальный 160o
Яркость, нит 200-250
Контрастность 1000:1
Время отклика, мс 5
Цветовой диапазон 72%
Родное разрешение 1920x1080 @ 60 ГГц
Шаг пикселя, мм 0,265 x 0,265
Пикселей на дюйм 96
3D Film-type Patterned Retarder (FPR)
Энергопотребление, Вт 45
Гарантия ограниченная, один год

НР 2311 gt | Технологии дисплеев 3D

Независимо от дисплея, который вы используете, технология стереоскопического 3D отправляет каждому глазу отдельную картинку, они представляют две разных перспективы. Ваш мозг соединяет их и получается эффект глубины.

Сейчас существуют только две коммерчески успешных технологии 3D-дисплеев, доступных для пользователей ПК: системы с активным затвором, которые используют альтернативную последовательность кадров, в которой изображения блокируются поочередно то для одно, то для другого глаза. И пассивные системы с круговой поляризацией, которые позволяют наклонить голову и при этом сохранить разделение для левого/правого глаза. Для достижения стереоскопии HP использует технологию круговой поляризации экрана или FPR (сокр. от film-type patterned retarder).

Базовые понятия активных и пассивных систем мы рассматривали в обзоре "Игры в стереоскопическом 3D на всю стену: собираем домашний кинотеатр на двух проекторах с поляризацией" в 2010 году. Однако для сегодняшней статьи имеет смысл заново вспомнить самые важные различия между пассивными поляризационными FPR-дисплеями и активными экранами с альтернативной частотой и последовательностью кадров.

Пассивное 3D (поляризационные Film-Type Patterned Retarder)

В этом типе дисплеев используются волновые качества света для контроля изображения, которое видит каждый глаз. Такой дисплей опирается на поляризационный фильтр, покрывающий экран. Этот фильтр имеет две ориентации: одна для чётных строк, другая для нечётных строк разрешения. Каждая линия выводит изображение, предназначенное для какого-то одного глаза. Зритель должен одеть поляризационные очки, чтобы ощутить иллюзию трёхмерности. В очках не используются электронные компоненты, просто для каждого глаза нанесён тонкий слой материала, служащего поляризационным фильтром. Фильтр перед правым глазом блокирует линии, предназначенные для левого глаза и наоборот. Таким образом, каждый глаз получает предназначенную для него перспективу, даже несмотря на то, что изображение выводится для двух глаз одновременно.

В этой схеме описан принцип технологии FPR в мониторе HP 2311 gt. Пассивные поляризационные дисплеи также установлены в большинстве кинотеатров, но они используют другой метод, который не уполовинивает разрешение.

Преимущества пассивного 3D

Теперь давайте рассмотрим особенности FPR-дисплеев. Во-первых, в очках не используется активная электроника, поэтому они более дешёвые и менее громоздкие, чем очки с активным затвором. По сути, они настолько дешёвые, что вам бесплатно выдают такие для просмотра фильмов в кинотеатре. Как мы уже говорили, можно даже использовать очки из кинотеатра, оснащённые технологией RealD.

Во-вторых, многие люди находят поляризационные дисплеи более комфортными для длительного просмотра, потому что отсутствует 60-герцевое мерцание изображения, что меньше утомляет глаза. Есть люди, которым это сильно мешает, есть и такие, которых активный затвор не утомляет совсем.

Также, пассивные FPR-дисплеи позволяют пользователю видеть свет от дисплея постоянно. В очках с активным затвором для каждого глаза он закрыт половину времени, что негативно влияет на яркость.

Дисплеи с технологией FPR работают на частоте 60 Гц, поэтому для работы в стереоскопическом режиме достаточно стандартного кабеля HDMI. Однако активным системам для вывода необходима частота 120 Гц, чтобы обеспечить 60 кадров в секунду на каждый глаз. В результате, на технологии с активным затвором через кабель HDMI 1.4, вы получите только 60 кадров в секунду на максимальном разрешении 720p. Это не означает, что вы можете использовать любой старый 3D телевизор с поляризационными очками. Тем не менее, как и поляризационный монитор НР 2311 gt , пассивная технология 3D определённо более доступна.

Недостатки пассивного 3D

Преимущества поляризационной стереоскопии впечатляют, не так ли? Но есть один важный нюанс. Говоря о FPR-дисплеях, каждый глаз видит только каждую вторую линию развертки, другими словами, половину кадра. Больше всего это сказывается на мелких деталях, например, мелкий текст в компьютерной игре может быть плохо различим. Чем ближе вы находитесь к экрану, тем очевиднее становится этот эффект. Он значительно ухудшает качество изображения. Таким образом, потеря разрешения будет заметна гораздо сильнее, если вы находитесь перед монитором ПК, нежели сидя на диване перед 3D телевизором.

К тому же, поляризационный фильтр на экране подразумевает оптимальный угол обзора. Если вы сильно от него отклонитесь, начнут появляться различные аномалии, типа ореолов, которые испортят восприятие изображения.

Активное 3D (затвор, альтернативная последовательность кадров)

В системах затворного типа с альтернативной последовательностью кадров используются очки с активным затвором. Как можно догадаться из названия, вывод изображения на каждый глаз поочередно блокируется. Дисплей должен работать на частоте 120 Гц, это значит, что каждый глаз видит 60 кадров в секунду.

Инфракрасный излучатель отвечает за подачу в очки сигнала для блокировки соответствующего кадра, поэтому каждый глаз видит один кадр, а следующий, предназначенный для другого глаза перекрывается. На частоте 120 Гц, это происходит так быстро, что вы не замечаете мерцания. Больше всего этот процесс влияет на яркость изображения, которая заметно падает.

Очки в активной системе играют главную роль, и для работы затвора необходимо питание. Это значит, что к ним нежны аккумуляторы, которые необходимо заряжать или менять. В очки также установлены беспроводные синхронизаторы и прозрачные ЖК-экраны, поэтому они такие дорогие ($50-$200). Умножьте это на семью из пяти человек, и вы получите решающий фактор в плане покупки такой технологии. К тому же, потеря половины яркости на каждый глаз очень заметна. И наконец, из-за активной схемы очки получаются очень громоздкие.

Активные дисплеи могут обеспечить реальное разрешение 1080p на каждый глаз с частотой 60 Гц. К сожалению, стандарт HDMI 1.4 не может предложить достаточной пропускной способности для поддержки такого количества данных. Следовательно, обычный 3D-телевизор ограничен 24 FPS при 1080p. Это подходит для фильма в формате Blu-ray, но для плавного геймплея уже неприемлемо. Для этого владельцам видеокарт GeForce нужно подбирать монитор с поддержкой 3D Vision. А если у вас есть относительно новая карта Radeon, то лучше найти монитор с AMD HD3D. Видеокарты AMD Radeon серии HD 7000 поддерживают новый стандарт "быстрого HDMI", который обеспечивает 60 FPS на 1080p через HDMI. Но ввиду отсутствия у нас соответствующего монитора, эта технология в сегодняшнем обзоре фигурировать не будет.

НР 2311 gt | Поляризационные дисплеи: совместимость со стандартами

Одним из самых больших потенциальных преимуществ поляризационных мониторов мы считаем полную поддержку стандарта Nvidia 3D Vision (через 3DTV Play) и открытого стандарта AMD HD3D. HDMI подходит для игр на частоте кадров 60 FPS при разрешении 1920x1080 на пассивном дисплее, поскольку визуальная информация, необходимая для обоих глаз, подаётся в одном кадре. То есть, для 60 FPS монитор с частотой обновления экрана 120 Гц не нужен. Однако вертикальное разрешение уменьшается двое.

Тестирование подтвердило нашу теорию, AMD HD3D без проблем обеспечивает стереоскопическое 3D с частотой кадров 60 FPS на 1920x1080 через HDMI на мониторе НР 2311 gt . С другой стороны, технология Nvidia 3D Vision/3DTV Play у нас не заработала.

Мы ошибочно предполагали, что Nvidia 3DTV Play верно определит монитор HP и будет на нём работать. Тем не менее, последний драйвер 301.42 не захотел включать функцию, когда мы подключили передатчик Nvidia 3D Vision. Проведя небольшое исследование, мы выяснили, что драйверы Nvidia весьма придирчивы к мониторам, на которых необходимо распознать 3DTV Play.

Когда мы начинали писать данный обзор, Samsung S23A750D можно было найти за 13 тыс. рублей, но модель может скоро исчезнуть из продажи. Однако у нее есть аналог – Samsung S23A700D, который отличается только отсутствием DisplayPort.

Тестовая конфигурация
CPU Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E), LGA 2011, 3,3 ГГц,15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., разгон до 4,25 ГГц (42 х 100 Мгц)
Материнская плата ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011) чипсет: Intel X79 Express
Память Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4 x 4 Гбайт, 1600 МТ/с, CL 8-8-8-24-2T
Видеокарта референсная Radeon HD 7970 925 МГц GPU, 3 ГбайтGDDR5 на частоте 1375 МГц
Накопитель Intel SSDSC2MH250A2 250 Гбайт SATA 6 Гбит/с
Сеть встроенный контроллер Gigabit LAN
Питание ePower EP-1200E10-T2 1200 Вт ATX12V, EPS12 В
ПО и драйвера
Операционная система Microsoft Windows 7 x64, Service Pack 1
DirectX DirectX 11
Графический драйвер GeForce: 301.42 WHQL
Radeon: Catalyst 12.6 Beta
Мониторы
Пассивный (FPR) HP 2311 gt
Активный (AFS) Samsung S23A750D

НР 2311 gt | Сравнение качества стереоскопического 3D изображения

Давайте сравним качество изображения монитора НР 2311 gt с круговой поляризацией и монитор Samsung с частотой 120 Гц. Хотя мы не можем точно описать различия в стереоскопическом 3D изображении этих мониторов, мы можем сделать фотографии через очки, чтобы продемонстрировать достоинства и недостатки каждой системы по яркости, наличию ореолов и чёткости.

Яркость

По яркости изображение на НР 2311 gt выглядит значительно лучше, чем на мониторе активного типа. Это связано с тем, что поляризационные очки пропускают свет постоянно, а очки с активным затвором перекрывает его половину времени для каждого глаза.

Посмотрев на изображение в формате GIF, вы сразу всё поймёте. Фотографии каждого дисплея через очки были сделаны одной и той же камерой с одинаковыми ручными настройками. Здесь у НР 2311 gt безоговорочное преимущество.

Ореолы и углы обзора

Работа 3D фильтров на пассивном поляризационном экране эффективна только при просмотре изображения с идеальной позиции. Если с нее сместиться, то, возможно, изображения для разных глаз перепутаются и вы увидите так называемые ореолы. Кроме того, поляризационные фильтры не на 100% эффективны. Так что с ореолами можно столкнуться и при оптимальном положении. Система с активным затвором такого дефекта не имеет, и вы можете смотреть на экран с различных углов без появления ореолов.

Похоже для НР 2311 gt идеальное расстояние для просмотра составляет примерно 75 см, здесь 3D эффект проявляется лучше всего. У каждого пользователя своё комфортное расстояние до монитора, но, в среднем, для 23-дюймового экрана оно составляет примерно 45-50 см, а это значит, что вам придётся сидеть от дисплея дальше, чем обычно.

Смещение вправо или влево от монитора НР 2311 gt на качество картинки практически не влияет, но перемещение вниз-вверх на расстоянии 75 см вызывает существенные аномалии в виде ореолов. Монитор имеет регулировку наклона, поэтому выставить нужный угол не сложно. Но, всё же, вы вынуждены смотреть на монитор с одной позиции. И если на монитор смотрят несколько человек, они все должны находиться на одном уровне с вами. Это проиллюстрировано на изображении ниже:

Даже в оптимальной позиции НР 2311 gt страдает от небольших ореолов, а панель Samsung – нет. Кстати, если смотреть на экран немного с высоты, картинка становиться ярче, причём на обоих дисплеях.

Чёткость

Поляризационные дисплеи лучше всего подходят для просмотра фильмов, например, сидя на диване. Но, как привило, к монитору ПК вы сидите намного ближе. В этом случае отсутствие чёткости может оказаться серьёзной проблемой.

Легко заметить, что на НР 2311 gt видна только каждая вторая линия, особенно если посмотреть на мелкие детали или текст с мелким шрифтом. У драйвера TriDef 3D есть опция программного сканирования строк для увеличения чёткости трудноразличимого текста в играх. Но всё же с тем, что вы видите на экране HP 3211 gt, смириться трудно.

Сравните НР 2311 gt с Samsung 120 Гц, который обеспечивает безупречную чёткость в режиме 3D.

Мы должны отметить, что снимки для анимированного изображения были сделаны через одну линзу каждых 3D очков. Логично предположить, что когда изображение с дисплея воспринимают оба глаза, вы удивите все 1080 линий совокупного разрешения. Однако на практике, ситуация ещё хуже чем на GIF-изображении. Чёткость – это самая большая проблема монитора НР 2311 gt в играх в режиме 3D.

Качество изображения на рабочем столе Windows

Поляризационные фильтры, нанесённые на экран НР 2311 gt , оказывают еле заметное влияние на выводящееся изображение даже в режиме 2D без очков, особенно если на экране – однородная заливка одним цветом. Оно не существенно, а для некоторых людей, и вовсе не заметно. Тем не менее, если долгое время смотреть на фоновый белый цвет листа в Microsoft Word, ваши глаза заметят разницу между панелью на 120 Гц от Samsung и поляризационным экраном HP.

Фотографии данный визуальный эффект отображают очень плохо, поэтому у нас нет изображения, чтобы это продемонстрировать. Но мы можем вас уверить, что у не поляризованных мониторов такой проблемы нет, поскольку на них не нанесены соответствующие фильтры.

НР 2311 gt | 3D-дисплей начального уровня с адекватной ценой

Недавно на одной из выставок мы видели, как несколько человек играли в Battlefield 3 на большом экране телевизора с пассивным стереоскопическим 3D. Участники стояли за линией примерно в метре от дисплея. Зрелище было великолепное, и позже мы поинтересовались у одного из игроков: видит ли каждый глаз полное разрешение 1920x1080 или же только половину. Он ответил, что картинка выгляди как full HD. Получается, что в этой игре с такого расстояния разницу увидеть практически невозможно.

Однако вы не будете использовать монитор с поддержкой 3D на расстоянии трёх метров. Расстояние до него на столе будет гораздо меньше. И в этом случае, для поляризационного FPR-монитора наступают тяжёлые времена, поскольку каждый глаз будет видеть только половину разрешения. Но НР 2311 gt должен работать в таких тяжёлых условиях. К счастью, фильмы в 3D с правильного расстояния и ориентации выглядят довольно хорошо. Изображение в играх тоже терпимое, хотя недостаток чёткости может сильно раздражать, особенно когда мелкие детали окружения и текст играют важную роль.

Ценовая политика HP отражает позицию НР 2311 gt на рынке. Он стоит примерно 11,5 тыс. рублей, что на 1500 дешевле, чем дисплей на 120 Гц такого же размера, это справедливая цена для 3D-монитора на базе FPR. У него есть несколько преимуществ по сравнению с системами с активным затвором, например, очень доступные по цене очки, более высокая яркость и отсутствие ограничения в 24 FPS в играх через HDMI на разрешении 1920x1080. Это отличный вариант для людей, желающих погрузиться в стереоскопическое 3D не тратя при этом много денег. Также он неплохо показал себя при работе в 2D в Windows.

Для более взыскательных геймеров, жаждущих стереоизображения на ПК, лучше подойдёт вариант с монитором на 120 Гц и очками с активным затвором, если, конечно, позволяет бюджет. Пассивные поляризационные экраны больше подходят для гостиной, где расстояние между вами и дисплеем больше. При просмотре фильмов вы вряд ли обратите внимание на нечёткий текст. К тому же, низкую стоимость очков оценят семьи с непоседливыми детьми.

Технические характеристики ASUS VG278H

Диагональ: 27 дюймов * Разрешение: 1920х1080 * Тип матрицы: TN * Подсветка: светодиодная * Частота развертки: 120 Гц * Время отклика: 2 мс * Яркость: 300 кд/м 2 * Динамическая контрастность: 50 000 000:1 * Углы обзора: 170/160 градусов по горизонтали/вертикали * Интерфейсы: DVI, HDMI, D-sub, 2х 3,5-мм джек * Встроенные динамики: 2х 3 Вт * Энергопотребление: до 65 Вт * Дополнительно: встроенный ИК-эмиттер, очки 3D Vision 2, кенсингтонский замок * Размеры: 64,3x46x22 см * Вес: 8 кг * Цена: 26 000 рублей

Стереоскопическое изображение на компьютере продвигают чуть ли не с появления первых видеокарт. Однако реальную популярность 3D Stereo получило лишь в 2008 году, когда NVIDIA представила 3D Vision . За прошедшее время разработчики довели технологию до ума и в начале этого года анонсировали 3D Vision 2 , выпустили новые очки и придумали несколько интересных особенностей.

Теория работы

Для начала расскажем, как работала первая версия 3D Vision. Для построения стереоскопического изображения NVIDIA выбрала один из самых простых и в то же время технологичных способов. Видеокарта рассчитывает для каждого глаза свои картинки и поочередно выводит их на дисплей. В свою очередь, специальные затворные очки закрывают то один, то другой глаз.

В итоге для 3D Vision нужно было три компонента: ЖК-дисплей с частотой кадров 120 штук в секунду, видеокарта GeForce и очки. Для особо привередливых NVIDIA предлагала 3D Vision Surround — возможность играть сразу на трех мониторах одновременно, но до выхода GTX 680 для этого нужна была SLI-связка из двух и более видеокарт.

Новые очки, мониторы и Light Boost

Изменения в новой 3D Vision - в деталях. Перво-наперво преобразились сами очки. Улучшилась эргономика: дужки переделали так, чтобы было удобно сидеть в наушниках, а по периметру линз появился прорезиненный ободок, облегчающий ношение окуляров в течение долгого времени. Рамка оправы стала глубже и эффективнее борется с боковыми засветками. Сами стекла увеличились примерно на 20%, что позволило расширить угол обзора. Уделили внимание и оптимизации алгоритмов переключения ЖК-шторок, чтобы избавиться от фантомных изображений и мерцания.

В остальном все по-прежнему. Питание от аккумулятора, зарядка по mini-USB, время работы - 60 ч. Для связи с компьютером используется тот же ИК-излучатель, который может быть встроен в монитор или продаваться в виде отдельной коробочки. Интересно, что, несмотря на все улучшения и увеличение размеров, вес очков почти не изменился: 56 против 51 грамма у прошлой версии.

Еще одно нововведение - мониторы. Совместимые с 3D Vision 2 модели оснащаются технологией 3D LightBoost . При включении стереоскопического режима она автоматически повышает уровень яркости экрана, что избавляет от набившей оскомину темной картинки и фантомных изображений, а также позволяет держать очки в постоянно открытом состоянии. А это значит, что с 3D Vision 2 наконец-то будет нормально видно все, что происходит вокруг вас. С первой версией технологии даже печатать приходилось на ощупь.

Первые 67 сантиметров

Для тестов новинки мы заказали один из первых мониторов с поддержкой 3D Vision 2, ASUS VG278H . В основе лежит матовая ЖК-панель с внушительной диагональю 27 дюймов и разрешением Full HD. Частота развертки составляет 120 Гц, время отклика - 2 мс. Заявленная яркость в стандартном режиме ограничена 300 кд/м 2 . В монитор встроен ИК-эммитер - он скрывается в небольшом выступе над экраном. Картинку VG278H может получать по DVI, HDMI или D-sub. Кроме того, есть два аудиоразъема: вход для встроенных стереодинамиков и выход на наушники. В комплекте поставки VG278H есть очки 3D Vision 2 - докупать ничего не нужно. На момент написания материала монитор оценивался в 26 000 рублей. Для сравнения мы взяли ASUS VG236 - 23-дюймовый дисплей с поддержкой первой версии 3D Vision.

Тесты

Для тестирования новой технологии выбрали две игры: Battlefield 3 и Trine 2 . Сначала мы пробовали игру на VG236 и только потом переходили на VG278H. Разница огромна. Такое ощущение, что смотрел старенький ЭЛТ-телевизор, и вдруг перед тобой поставили Full HD-панель, - появились цвета, нормальная яркость, исчезли артефакты. Картинка выглядит настолько здорово, что почти не замечаешь, что сидишь в очках.

От фильмов впечатлений еще больше. Мы увидели на компьютере задуманные режиссерами эффекты - вылетающие из экрана самолеты, парящие на уровне носа мыльные пузыри. В первой 3D Vision всего этого просто не было.

В итоге

Хотя для 3DVision 2 по-прежнему нужны 120-Гц монитор, очки и видеокарта GeForce, новый вариант технологии - безусловно, большой шаг в развитии стереоскопического изображения на компьютере. Наконец-то мы получили то, что уже давно предлагают кинотеатры и телевизоры с поддержкой 3D Stereo, - светлую картинку и нормальные эффекты. Конечно, сложно говорить о том, насколько этому способствовали новые технологии и очки; возможно, эффект объема появился из-за существенно выросших диагоналей мониторов. Но в любом случае, выбирая между первой и второй версией 3D Vision, лучше отдать предпочтение последней.

ПЛЮСЫ:

  • яркая картинка
  • большие линзы
  • возросшая диагональ дисплеев
  • совместимость с очками прошлого поколения

МИНУСЫ:

  • слишком дорогие мониторы

Прогресс компьютерной техники для массового пользователя всегда был наиболее очевиден не в виде роста вычислительной мощности, а в виде улучшения картинке на экране монитора. Рост разрешения, увеличение количества отображаемых цветов, внедрение новых технологий визуализации… Последняя большая революция в массовой компьютерной графике произошла в середине 1990-х, когда плоские пиксели были вытеснены полигонами. С тех пор прошло много времени, а нового скачка качества всё не было. И лишь недавно стали понятны перспективы развития: и на этот раз они связаны непосредственно с устройствами отображения…

Лучшие 3D-мониторы: революция виртуальной реальности

3D-прошлое

Надо сразу отметить, что устройства и технологии для создания стереоизображения появились на массовом компьютерном рынке примерно в то же время, что и полигональная графика в играх – в середине 1990-х. В 90% случаев это были либо шлемы виртуальной реальности, в которых были вмонтированы два мини-дисплея – по одному для каждого глаза, либо весьма громоздкие очки виртуальной реальности, которые, по сути, представляли собой те же шлемы – только облегчённые и упрощенные.

Первое поколение стереоустройств было не слишком востребовано – и на то был ряд причин. Во-первых, почти все разработки были замкнуты сами на себя, не пытаясь наладить сотрудничество с производителями смежных комплектующих (видеокарты, мониторы). Во-вторых, технологии в целом были ещё недостаточно развиты и ТТХ устройств были, мягко говоря, не блестящими. В-третьих же, цены на устройства были весьма высоки – что с учётом двух предыдущих пунктов, а также с учётом того, что игр, совместимых с устройствами выпускалось мизерной количество, и привело первое поколение в тупик.

Разрозненные попытки наладить выпуск различных гаджетов, создающих иллюзию стереоскопического эффекта, происходившие далее можно отнести ко второму поколению.

Третья же попытка выхода на массовый рынок технологий трёхмерной визуализации связана с именем компании NVidia и её технологией 3D Vision. Говорить о её успехе, конечно, ещё преждевременно, но сейчас уже мало кто подвергает сомнению тот факт, что время для массовых стереоскопических устройств,наконец, пришло.

Технология 3D Vision от NVidia – это комплексное решение, куда входит программное обеспечение, специальное оборудование (очки активного типа с затворами), видеокарта производства NVidia (не хуже GeForce 8-й серии) и совместимый с технологией монитор. В результате работы 3D Vision на экране монитора формируется изображение, которое через поляризационные очки воспринимается как объёмное. Это значительно увеличивает реалистичность картинки, максимально приближая её к естественным образам, наблюдаемым нами с помощью бинокулярного зрения.

Хотя основные требования к мониторам в рамках технологии 3D Vision включают лишь пункт о необходимости частоты обновления картинки в 120 герц, существует конкретный список совместимых моделей. Список пока довольно небольшой, но выбор для заинтересованного потребителя он уже предлагает. Чтобы этот выбор сделать более простым и осмысленным, мы и предлагаем вам ознакомиться с нижеследующим материалом…

Модель
Диагональ 23,6 дюйма 23 дюйма 23 дюйма 22 дюйма 22 дюйма
Разрешение 1920x1080 1920x1080 1920x1080 1680x1050
1680x1050
Технология 3D Vision 3D Vision 3D Vision 3D Vision 3D Vision
Особенности Стильный дизайн Двухканальный DVI-вход

Спецрежимы

Официальный монитор

World CyberGames 2010

Встроенные колонки,

Двухканальный DVI-вход

Цена 15000 рублей 16000 рублей 16000 рублей 13500 рублей 13000 рублей

Широкоформатный (пропорции сторон изображения 16:9) монитор – один из первых представителей 3D-мониторов, совместимых с технологией 3D Vision. Это 23,6-дюймовый монитор, предназначенный для домашнего использования в рамках игровой платформы или мультимедийного медиа-центра.

Существенной деталью является не вполне обычный дизайн – а точнее, совмещение пластика нескольких цветов (чёрный и оранжевый) и линий, отличных от параллельно-перпендикулярной парадигмы. Это придаёт облику монитора некоторую агрессивность, что, думается, будет высоко оценено потенциальными покупателями.

Любителям экстравагантного дизайна понравится Acer GD245HQ

Технические характеристики соответствуют современным стандартам, применяемым к домашним мониторам для игр и мультимедия: разрешение матрицы равно 1920x1080 точек, контрастность заявлена на уровне 80000:1, время отклика – 2 миллисекунды. У монитора 3 выдеовхода: DVI, HDMI и VGA, блок питания встроенный. Конструкция позволяет пользователю отклонять экран от центральной оси. Как и все мониторы, поддерживающие технологию 3D Vision, способен обновлять картинку с частотой в 120 герц – что в стереорежиме превращается в стандартные 60 герц.

Это – новейший мультимедийный монитор с диагональю 23 дюйма. Разрешение матрицы равно 1920x1080 точек при соотношении сторон 16:9. Контрастность экрана заявлена на уровне 70000:1б отклик – 3 миллисекунды.

Это один из лучших на рынке 3D-мониторов. Его плоское изображение полностью соответствует современным стандартам, как и характеристики: 22-хдюймовая матрица с разрешением 1680x1050 точек и пропорциями 4:3. Время отклика равно 3 миллисекундам, контрастность – 1000:1.

Профессионалы выбирают SyncMaster 2233RZ

Субъективные тесты показали, что способен выдавать качественную картинку как в стандартном, так и в стереоскопическом режиме. Впрочем, это и не удивительно: качество было по достоинству оценено профессионалами, которые объявили его официальным монитором World CyberGames 2010. Это значит, что все игровые машины Гранд-финала, который пройдет с 30 сентября по 3 октября этого года в Лос-Анджелесе, будут комплектоваться именно .

В заключении отметим, что монитор обладает классическим дизайном и имеет выдеовходы DVI (двухканальный) и Molex.

ViewSonic FuHzion VX2268wm

Ещё один мультимедийный (оснащённый встроенными колонками) 3D-монитор производит компания ViewSonic. Модель появилась на рынке относительно недавно, но уже завоевала внимание потребителей и любителей игр.

Этот монитор также отличает качество картинки во всех используемых режимах: простом и 3D-стерео. Диагональ в 22 дюйма с разрешением 1680x1050 точек позволяет визуализировать реалистично выглядящий мир, который благодаря широкоэкранному соотношению сторон 4:3 полностью поглощает пользователя.

Технические характеристики соответствуют стандартам: отклик в 2 миллисекунды и контраст на уровне 1000:1 делают картинку живой, без намёков на «перетекание» и «смаз».

Сэкономить деньги и приобщиться к новым технологиям поможет ViewSonic VX2268wm

Во время тестирования у нас не возникло к качеству изображения никаких вопросов. Несколько замечаний может появиться лишь к дизайну меню. Оно, при всей широте настроек, выполнено не до конца интуитивно-понятно.

В целом, мы можем сказать, что – это качественный монитор с поддержкой технологии 3D Vision, который в силу своего срока пребывания на рынке является одним из самых доступных к приобретению.

3D-будущее

Можно почти не сомневаться в том, что эра массового стереоскопического изображения началась. Люди всегда хотели приблизить картинку на экранах мониторов компьютеров к реальности, шаг за шагом осуществляя свою мечту. Сегодняшние виртуальные миры почти не отличаются от того, что мы видим из окон наших домов, будущее же трёхмерных технологий обещает нам ещё более впечатляющие результаты. А значит – мы ещё не раз вернёмся к теме 3D-мониторов…

3D – это сейчас модно и круто. Надо отдать должное: с поддержкой очков NVIDIA 3D Vision компания ViewSonic угадала. Несмотря на то, что с момента анонса прошло уже полтора года, в списке мониторов, поддерживающих эту технологию, всего пять моделей. Две из них – производства ViewSonic. Более того, только ViewSonic устроила белорусским журналистам демонстрацию 3D. Однако, официальная презентация – одно, а проба в домашних условиях – другое. Хотелось бы уточнить, «стоит ли овчинка выделки». С этой целью мы обратились в минское представительство компании, получили комплект из монитора и очков и поехали играть.

Как это работает?

Для создания эффекта 3D монитор по очереди генерирует два изображения – отдельно для правого и левого глаза. В очках NVIDIA 3D Vision используются специальные стекла, которые затемняются при подаче напряжения. Когда монитор формирует изображения для левого глаза, очки автоматически закрывают правый, и наоборот. Обманутый мозг «видит» трехмерную картинку.

Картинка на экране синхронизируется с очками через инфракрасный порт, который поставляется в комплекте с очками.

Монитор


Внешне VX2268wm от обычного монитора отличается только значком 3D Vision Ready на коробке и кабелем Dual Link DVI внутри. При покупке обязательно нужно проверить наличие кабеля в комплекте. Без него никакого 3D вы не увидите.



Монитор матовый. Это хорошо. Особенно после глянцевых ноутбуков, в экране которых пользователь видит в основном себя. Внешность у дисплея гламурная – блестящий черный пластик, плавные линии подставки. Из достоинств отметим также тонкую рамку и удобные, хотя и скрытые от глаз владельца, кнопки управления.

Из недостатков главный – потенциально невысокая устойчивость. Дисплею не помешала бы более надежная опора.

Углы обзора, цветопередача и контрастность выше средних, но воображение не поражают – обычный качественный монитор на базе TN-матрицы. Зато в режиме 60 Гц предусмотрена возможность выбора времени отклика: в режиме Advanced – 3 мс и 2 мс в режиме Ultrafast. Скорость прямо влияет на качество изображения, поэтому в режиме Ultrafast на экране видны артефакты. При переходе на частоту обновления 120 Гц монитор автоматически переходит на режим Advanced.


Полные характеристики монитора ViewSonic FuHzion VX2268wm можно посмотреть .

Очки


NVIDIA 3D Vision не могут похвастаться ультрасовременным дизайном, но для пионера на рынке внешность – это не главное. Кроме того, геймера гораздо больше должна интересовать комфортность. А с ней все в порядке: в комплекте с очками идет пара резиновых накладок на «седло». Благодаря им гаджет можно приспособить к любому лицу вне зависимости от размеров носа – натирать не будет. Также NVIDIA 3D Vision совершенно нормально надеваются поверх очков с диоптриями. Людям с плохим зрением не обязательно тратить деньги еще и на контактные линзы. Очки заряжаются через USB-порт, весят 50 граммов и работают на одной зарядке почти двое суток.



Настройка очень простая. ИК-передатчик втыкается в USB-порт, устанавливается специальная версия графических драйверов. Затем в панели управления NVIDIA выставляется стереоскопический режим и глубина стереоэффекта (для начала хватит 10-15%). Кроме того, если Windows сама не догадалась, устанавливается частота обновления монитора 120 герц. Затем на левой дужке нажимается кнопка, очки синхронизируются с монитором – все, можно играть.

Проблемы при установке у нас возникли такие. Во-первых, Windows 7 упорно пыталась заменить драйвера идущие в комплекте с очками, на «такие же, но свои». Пришлось качать с сайта NVIDIA свежий вариант прошивки для нашей GeForce GTX 275 896 Мбайт. Во-вторых, ИК-передатчик при каждой перезагрузке требовалось достать из USB-порта и воткнуть заново, чтобы ОС могла определить его как «USB-устройство», на первых порах делать это по умолчанию система отказывалась.


Напомним, кстати, что технологией 3D Vision поддерживаются только одиночные видеокарты и режим 2-way SLI. Если у вас стоит 3-way SLI, то работать система не будет.

Полные характеристики очков NVIDIA 3D Vision можно посмотреть .

Продаются очки за $200.

Безопасность и частота обновления

Естественно, высокая частота обновления пригодится не только для 3D. В привычном плоском мире она также сказывается на картинке в лучшую сторону.

Все мониторы мерцают, но глаза и мозг человека реагируют на это мерцание по-разному. Верхняя пороговая частота мелькания, воспринимаемая мозгом, индивидуальна, но в среднем составляет 40-50 герц. Поэтому минимально приемлемой частотой обновления для мониторов считается 60 герц.

Но у глаза чувствительность выше. Глаз видит мерцание, которое уже не воспринимает мозг и, соответственно, устает. Опытные верстальщики легко отличают монитор частотой в 75 герц от монитора с частотой в 120 герц. Чем выше частота, обновления экрана, тем меньше вероятность того, что глаз заметит мерцание и отреагирует на него. Поэтому в старых ЭЛТ-мониторах в целях безопасности рекомендовали выставлять частоту обновления в 100 герц и выше.

В ЖК-мониторах луча нет, для глаза это комфортнее, поэтому хватает частоты обновления 60-75 герц. Но, как уже говорилось выше, 60 герц – частота минимально приемлемая. Обновляющийся со скоростью 120 кадров в секунду ViewSonic FuHzion VX2268wm в этом плане для глаз лучше и безопаснее.

Собственно, вся стратегия ViewSonic построена на том, что основная линейка при вменяемой цене обеспечивает характеристики выше среднего уровня, но не более. А вот отдельные модели «стреляют» технологическими достижениями по-настоящему. Так было, когда компания выводила на рынок первый в мире монитор со временем отклика 2 мс, так было, когда впервые в мониторах появилась LED-подсветка, так произошло и с ViewSonic FuHzion VX2268wm.


Играем!

С квалификацией продавцов в Минске все плохо. Запрос «Нам нужна игра с поддержкой 3D» привел к «зависанию» менеджеров нескольких популярных торговых точек. В связи с этим, рекомендуем не повторять наших ошибок и сначала ознакомиться со списком игр , которые поддерживают стереорежим, а уже потом идти и спрашивать в магазине конкретный диск.

В итоге мы остановились на Call of Duty: World At War, Batman: Arkham Asylum, Medieval 2 – Total War Kingdoms и King Bounty: Принцесса в доспехах (проморолики прилагаются). Первая пара – чистый экшн, вторая, соответственно, – пошаговая стратегия с тактическими real-time боями и RPG с тактическими пошаговыми боями a la Heroes of Might & Magic.

Что получилось? Если говорить кратко, 3D Vision идеально подходит для «беготни» и «стрелялок», но маловразумителен в пошаговых боях и RTS.

Call of Duty: World At War – стереоэффект прекрасен. Картинка получает глубину, а игрок – желание подвигать головой, чтобы «заглянуть за угол». Последний раз подобные ощущения мы испытывали 16 лет назад, когда сели играть за первый трехмерный шутер – Quake. Есть мелкие недостатки. Во-первых, в настройках надо отключить некоторые «красивости». Во-вторых, прицел неприятно уезжает куда-то за заднюю крышку монитора и присутствует не только в самой игре, но также в меню и настройках.

Batman: Arkham Asylum – очень красивая игра, прекрасный стереоэффект. Однако есть глобальный минус, связанный с драйверами нашей видеокарты – подстроить изображение так чтобы оно было четким в стереорежиме на все 100% не получается. Из-за этого картинка в очках выглядит слегка размытой.

Medieval 2 – Total War Kingdoms – стереоэффект есть, но управлять игрой на стратегическом экране в 3D не очень неудобно. Иконки уезжают вдаль, также как и прицел в COD. Но если к прицелу еще можно приноровиться, то приспосабливаться к изменившемуся управлению в TWK желания не возникает. Во время сражений, если приблизить камеру на максимум, видно, как трехмерные гусары гоняются по полю за не менее трехмерными арбалетчиками. Симпатично. Проблема в том, что обычно игрок наблюдает за битвой с высоты птичьего полета – трехмерность в этом случае никаких плюсов не дает.

King Bounty: Принцесса в доспехах – при первом запуске стереоэффект проявлялся только в виде разложения картинки на красную и зеленую составляющие. При повторном запуске игра вывалилась в «синий экран». После этого понадобилось еще раз переустановить драйвера к очкам, и только тогда процесс пошел. Толку в этом, признаться, было немного, поскольку игрушка пошаговая, а модели монстров, деревьев и скал довольно простенькие.

Игра в стереорежиме требует привыкания – глаза поначалу устают быстрее обычного. Но на второй-третий день мозг осваивается с новой картинкой и пара часов игры уже совершенно не утомляют.

Итого

Итоговый комплект из монитора и очков «тянет» по сумме на $700. Имеет ли смысл покупать за эти деньги хороший монитор на матрице типа TN и интересный, но несколько недоработанный продукт? Предварительный ответ – да. А вот окончательный зависит от того, как часто и во что именно вы играете.

Учитывая, что монитор продается почти за $500, для обычных игр, возможно, будет логичнее купить популярный «домашний» ViewSonic VX2260wm. Фанатам стратегий и RPG стоит покупать ViewSonic FuHzion VX2268wm только из-за более комфортной для глаз 120-герцовой развертки. Очки в этом случае – дополнение приятное, но не обязательное. Киноманам стоит обратить внимание на ViewSonic VLED221wm со светодиодной подсветкой, наконец, для работы с графикой наиболее оправданным выбором будет ViewSonic VP2365wmb – на базе матрицы e-IPS.

Специализация ViewSonic FuHzion VX2268wm и NVIDIA 3D Vision – игры жанра экшн и авто/авиа симуляторы. И вот здесь эта связка вне конкуренции. Согласимся с производителями: после того, как один раз попробовал стерео, играть в хороший шутер без 3D уже не интересно.

Прошло более двух с половиной лет с тех пор, как технология 3D Vision впервые была представлена в качестве массового и недорогого решения для получения объёмной картинки на экране ПК, а на страницах 3DNews был опубликован обзор «Cтереоочки NVIDIA GeForce 3D Vision — да здравствует объем!» . Кстати, если уж говорить о поколениях стерео 3D-технологии NVIDIA, представленную нынче версию 3D Vision с индексом 2 по большому счёту стоило бы называть третьей. Если вы помните, под самые первые очки 3D Vision производители мониторов смогли представить 120-Гц модели, обладавшие максимальным разрешением экрана всего лишь 1680х1050 пикселей, преимущественно с диагональю не более 22 дюймов.

Лишь значительно позже появились ЖК-дисплеи, матрицы которых обладали полноценным Full HD-разрешением 1920х1080 (1920х1200) и диагональю 23 или 24 дюйма. Именно на этом, втором этапе развития технологии 3D Vision было представлено и второе, более эргономичное и экономичное поколение 3D-очков.

Распространённость стереоскопического контента за последние годы также выросла на порядки, а разнообразие игр, видео, приложений и, главное, их качество теперь способны удовлетворить даже самый изысканный спрос. Достаточно сказать, что если в начале этого пути многие популярные игры фактически конвертировались из двумерного формата в псевдообъёмный, то в последнее время большинство коллективов разработчиков так или иначе стараются изначально разрабатывать движки 3D-игр с учётом требований стереоскопического восприятия зрителем. Кстати, именно в NVIDIA провели просто гигантскую работу по адаптации сотен современных игр к оптимальной работе совместно с технологией 3D Vision, и сегодня таких игр насчитывается более 550.

И знали бы вы, какие шикарные стерео 3D-игрушки ждут нас в ближайшие месяцы!

Нельзя сказать, что конкуренты NVIDIA всё это время не делали ничего. Вы, конечно же, слышали о стереоскопических технологиях Intel InTru 3D и AMD HD3D, но посмотрите на слайд ниже: надо отдать должное, ни одна другая компания на компьютерном рынке не сделала столько же для популяризации стерео 3D-игр, сколько сделала компания NVIDIA, счёт числа различных компьютерных систем с поддержкой 3D Vision (ноутбуков, десктопов, неттопов и тому подобных) давно уже идёт на сотни.

Собственно говоря, всё это затянувшееся вступление необходимо для того, чтобы подчеркнуть один очень важный факт. Действительность такова, что для некоторых из нас стереоскопический компьютер и соответствующий стереоконтент в виде игр, видеороликов, кинофильмов, фотографий и тому подобного давным-давно стал привычным явлением. Мы играем, снимаем и редактируем видео, наслаждаемся киношками, но… все мы люди, и рано или поздно хочется серьёзного апгрейда. И если более мощные видеокарты с поддержкой всё новых и новых технологий и эффектов выходят с завидной регулярностью, праздник на улице любителей стерео 3D бывает пореже.

Но бывает.

Итак, знакомьтесь: 3D Vision 2 . Ключевые отличия от предыдущего поколения технологии заключаются в следующем:

  • Совершенно новый дизайн активно-затворных 3D-очков с улучшенными характеристиками;
  • Новое поколение 27-дюймовых мониторов со встроенным эмиттером;
  • Технология NVIDIA 3D LightBoost.

Прежде всего, о новых очках: размеры окуляров в версии 3D Vision 2 выросли значительным образом, примерно на 20%. Такой ход разработчики предприняли с учётом сразу нескольких соображений.

Прежде всего, за счёт увеличения размера "стёкол" увеличивается поле зрения игрока, что применительно к новым 27-дюймовым диагоналям мониторов не лишено смысла. Для тех, кто запускает компьютерные игрушки на экране 3D-телевизоров с диагональю от 40 дюймов и более, увеличение угла обзора также будет приятным новшеством.

Кроме того, увеличение размеров 3D-очков позволит гораздо удобнее использовать их вместе с обычными диоптрийными очками.

Новые очки выполнены из современных композитных материалов, так что увеличение габаритов вовсе не сказалось на их весе, очки по-прежнему достаточно лёгкие и удобные для длительного использования. Однако теперь несколько видоизменилось управление: кнопка включения очков в новой версии перенесена с верхней кромки левой дужки на её боковую плоскость. Сама кнопка тоже стала значительно крупнее.

Что особенно следует подчеркнуть: для очков и устройств с поддержкой 3D Vision первого и второго поколений гарантируется полноценная обратная взаимозаменяемость.

Но это ещё не всё. Действительно серьёзным изменением в техническом исполнении очков стала дополнительная оптимизация алгоритма переключения между ЖК-шторками правого и левого глаза. Оптимизация выполнена таким образом, чтобы время открытого состояния каждой шторки было сведено до минимума и максимально точно синхронизировано с поступающим от эмиттера сигналом, в результате чего удалось дополнительно снизить побочный эффект "мерцания".

Благодаря помощи сотрудников российского подразделения NVIDIA, за что им огромное спасибо, мне одному из первых удалось опробовать новые 3D-очки 3D Vision 2 в действии. Подтверждаю на личном опыте: надевать новые 3D-очки поверх обычных диоптрийных теперь гораздо удобнее, чем в случае более компактных, но в то же время менее "глубоких" очков предыдущего поколения.

Как я ни пытался, сменяя предыдущее поколение очков на новое и обратно, уловить разницу в светопроницаемости ЖК-экранчиков, обнаружить таковой мне не удалось. Дело в том, что картинка на экране монитора показалась мне непривычно яркой, и первым делом, конечно же, появилась мысль, что дело в новых очках.

Несколько слов о мониторах с поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision 2. На момент анонса было представлено два таких варианта. Первый - это 27-дюймовый монитор ASUS VG278H с LED-подсветкой, разрешением 1920x1080, поддержкой режимов 2D и 3D. Второй вариант - это ноутбуки семейства Toshiba Qosmio X770/X775 и Satellite P770/775, оснащённые 17,3-дюймовым 1920x1080 экраном, также с поддержкой режимов 2D и 3D. Разумеется, в обоих случаях новые 3D-очки 3D Vision 2 поставляются в комплекте.

Для обоих вариантов характерно наличие встроенного эмиттера 3D Vision. Да, именно так, та самая "пирамидка" с интерфейсом USB, которая раньше поставлялась отдельно в комплекте, теперь будет встраиваться не только в ноутбуки, но и в некоторые модели 3D-мониторов.

Такие современные мониторы, как ASUS VG278H, справятся и с обработкой стереоскопического Full HD-потока видео с ПК (интерфейс Dual Link DVI), и с совместной работой, например, с игровой приставкой Sony Playstation 3 (интерфейс HDMI 1.4a).

Интересно отметить, что встроенный эмиттер 3D Vision 2 располагается в этом мониторе сверху.

Теперь нам остаётся лишь рассказать о сроках появления новинок в рознице и о примерных ценах. В США поставки новых комплектов 3D Vision 2 и отдельно очков стартуют уже в конце октября. В российской рознице, как мне пояснили в московском представительстве NVIDIA, эти новинки появятся в новом, 2012 году.

Тем не менее желающие срочно приобщиться к новому поколению технологии могут не терять надежды, ибо приобрести новые 27-дюймовые 3D-мониторы (а может быть, и ноутбуки) можно будет и раньше. Так, вышеупомянутый 27-дюймовый LED 3D-монитор ASUS VG278H в комплекте с очками 3D Vision 2 появится в мировой рознице уже в ноябре, так что его появление в российских магазинах вполне может состояться и до рождественских праздников. Кстати, вполне возможно, что именно в ноябре о выпуске новых моделей с поддержкой технологии 3D LightBoost объявит ещё несколько производителей. В частности, можно ожидать анонсы таких моделей, как Acer HN274HB и BenQ XL2420T/XL2420TX.

Теперь о ценах. Для Северной Америки цена комплекта NVIDIA 3D Vision 2 (очки плюс USB-эмиттер) и отдельно 3D-очков будет точно такая же, какая была до сего времени на нынешнее поколение устройств, то есть $149 и $99 соответственно. О ценах в российской рознице говорить, разумеется, пока рано, но в NVIDIA мне подтвердили, что ценообразование у нас останется приблизительно тем же, то есть новый комплект и новые очки будут предлагаться по той же цене, по которой продаются сейчас нынешние модели 3D Vision.

Наконец, для 27-дюймового монитора ASUS VG278H в комплекте с очками 3D Vision 2 рекомендованная производителем цена установлена на уровне 715 долларов.