Virtualdub не видит кодеки. Кодирование в DIVX


Приблизительно 2 года назад приобрел себе Seagate ST31000528AS для хранения на нём разных видео. На тот момент мне казалось, что «забить» терабайт весьма трудная задача. Конечно же, опрометчиво так было думать с моей стороны. Увы, время диктует свои правила, на дворе XXI век, DVD/HD/FullHD вошли в нашу повседневную жизнь. Встал острый вопрос со свободным местом, драгоценных байтов с каждым днём становилось всё меньше. Первой мыслью было купить ещё один «винчестер», калибром побольше, но из-за наводнения на Тайване… В общем, начал что-то удалять, что-то переносить на DVD. Остальное решил декодировать и пусть себе пылиться на «винте».

Вопрос в чём декодировать отпал сам собой. Кодеки выбирал, только из расчёта — чтобы можно было воспроизвести на DVD-плеере/телевизоре. Так как и XviD удовлетворяют моим потребностям, то и остановился на них. Далее прошу под кат.

К сожалению, VirtualDub не работает на прямую с LAME MP3, так как это осуществляется, например, в The KMPlayer, где достаточно поместить в папку PlugIns файл lame_enc.dll. В общем, страшного ничего нет, но придется для начала скачать LAME ACM-кодек . Что такое ACM-кодек можно прочитать .

Итак, приступим к установке:

  1. Распакуйте архив (на момент написания статьи, архив именовался — lameACM-3.99.5.zip , где цифры это версия кодека), например, на диск C:\ в папку lame .
  2. Теперь необходимо установить этот кодек в системе. Сначала скачайте этот архив . В архиве 2 файла x64 и x86. Выбираете нужный вам и распаковываете в папку, куда ранее распаковали кодек.
  3. Нажмите правой кнопкой мыши на только что распакованный файл и выберите пункт: Запустить от администратора . После этого действия кодек будет установлен.

Установку кодека XviD объяснять не буду, т.к. сложно ничего там нет.

VirtualDub из «коробки» не поддерживает такие файлы как — MOV, WMV и некоторые другие, чтобы «научить» посетите эту страничку.

Теперь, собственно, поговорим о настройке VirtualDub .

  1. Сначала нам необходимо открыть файл, который мы будем декодировать. File->Open video file или просто Ctrl+O .
  2. Далее переходим в меню Video, выбираем пункт Full procesing mode Compression, или жмём комбинацию клавиш Ctrl+P Xvid MPEG-4 Codec . Нажимаем Ок .
  3. Теперь выбираем меню Audio , выбираем пункт Full procesing mode . В этом же меню переходим к пункту Compression . В появившемся окне выбираем пункт — Lame MP3 . Нажмите Ok . Если вы выбираете отличимую частоту дискретизации от оригинала, то не забудьте заглянуть в меню Audio->Conversion (Ctrl+N) и выбрать необходимую.
  4. Далее выбираете File->Save as AVI или нажимаете клавишу F7 , выбираете куда сохранить файл и наблюдаете за процессом декодирования. Вот собственно и всё.

P.S. Я преднамеренно опустил настройку кодеков, т.к. это сугубо индивидуальная тема!

Explanation :
NEW SOFTWARE = New tool since your last visit
NEW VERSION = New version since your last visit
NEW REVIEW = New review since your last visit
NEW VERSION = New version

Latest version
Version number / Beta version number / Update version number and when it whas released.

Type and download
NO MORE UPDATES? = The software hasn"t been updated in over 2 years.
NO LONGER DEVELOPED = The software hasn"t been updated in over 5 years.
RECENTLY UPDATED = The software has been updated the last 31 days.
Freeware = Download Free software.
Freeware Trialware = Download Free software but some parts are trial/shareware.
Free software = Download Free software and also open source code also known as FOSS (Free and Open Source Software).
Free software Trialware = Download Free software and also open source code but some parts are trial/shareware.
Freeware Ads = Download Free software but supported by advertising, usually with a included browser toolbar. It may be disabled when installing or after installation.
Free software Ads = Free Download software and open source code but supported by advertising, usually with a included browser toolbar. It may be disabled when installing or after installation.
Trialware = Also called shareware or demo. Free Trial version available for download and testing with usually a time limit or limited functions.
Payware = No demo or trial available.
Portable version = A portable/standalone version is available. No installation is required.
v1.0.1 = Latest version available.
Download beta = It could be a Beta, RC(Release Candidate) or an Alpha / Nightly / Unstable version of the software.
Download 15MB = A direct link to the software download.
Win = Windows download version. It works on 32-bit and 64-bit Windows.
Win64 = Windows 64-bit download version. It works only on 64-bit Windows.
Mac = Mac download version. It works on 32-bit and 64-bit Mac OS.
Mac64 = Mac OS download version. It works only on 64-bit Mac OS.
Linux = Linux download version.
Portable = Portable version. No installation is required.
Ad-Supported = The software is bundled with advertising. Be careful when you install the software and disable addons that you don"t want!
Visit developers site = A link to the software developer site.
Download (mirror link) = A mirror link to the software download. It may not contain the latest versions.
Download old versions = Free downloads of previous versions of the program.
Download 64-bit version = If you have a 64bit operating system you can download this version.
Download portable version = Portable/Standalone version meaning that no installation is required, just extract the files to a folder and run directly.
Portable version available = Download the portable version and you can just extract the files and run the program without installation.
Old versions available = Download old versions of the program.
Version history available = Complete changelog on our site.
= Windows version available.
= Mac OS version available.
= Linux version available.
Our hosted tools are virus and malware scanned with several antivirus programs using

И столкнулись с проблемой, что вам не хватает каких-то форматов, или не открывается какой-то видео файл, то дело в кодеках. Мы предлагаем вам скачать кодеки для VirtualDub для Windows 10.

Какие кодеки VirtualDub существуют

Людям редко нужны дополнительные кодеки для VirtualDub, так как в изначальный пакет входят все необходимые. Но иногда, по работе вы можете столкнуться с редкими форматами, и тут-то вам пригодятся дополнения. Вы можете скачать следующие кодеки:
  • AVC1;
  • xVid;
  • И некоторые другие;
Все это не столь популярные кодеки, которые могут вам и не потребоваться. Хотя кодек AVC1 в последнее время стал все более и более популярным. Возможно, проще сразу после установки видеоредактора, скачать все дополнения.

Благо, они весят буквально несколько сотен килобайт, и не займут много места на диске. А если у вас и без того были проблемы с HDD, то мы рекомендуем почистить диск с помощью . Либо же, вы можете вручную поискать дубли файлов через .

Кодеки для VirtualDub распространяются бесплатно и после загрузки достаточно интегрировать их в редактор. Это позволит вам работать с новыми форматами, при этом все старые форматы будут сохранены и по-прежнему останутся доступны.

После того, как я получил несколько десятков писем с просьбой рассказать о том, как конвертировать в DivX, я преодолел свою обычную лень, и уселся писать эту статью. Надо сказать, что я обычно не занимаюсь конверсией в DivX (как правило, как раз наоборот), но, как говорится, народ требует.

Итак, приступим. Для работы нам понадобятся и калькулятор битрейта (в данном случае - DV Tool ). Вообще говоря, существуют много различного рода калькуляторов битрейта, но пока что еще ни один не дал мне абсолютно точного значения. Так что, будем использовать DV Tool, он, по крайней мере, врет в сторону уменьшения, что есть лучше, чем в сторону увеличения.

Запускаем Virtual Dub и идем в меню File > Open video file

Кликаем на Open video file и выбираем нужный файл:

После чего файл должен открыться.

Файл не открывается! Что делать?

Если файл не открывается, то, как правило, в системе не установлены нужные кодеки. Вот небольшой список проблем и решений:

Не открывается DV файл - Надо установить MainConcept DV codec

Не открывается ASF файл - Надо скачать старую версию Virtual Dub (1.3c) и SMR Codec

Проблема с другими файлами - Надо установить последнюю версию Nimo Codec Pack

Все равно не открывается! Файл может быть "битым" и его надо "лечить" (например, с помощью DivX Fix , или посмотреть код FourCC, чтобы определить тип кодека и искать соответствующий этому коду, кодек в Интернете. Список FourCC можно посмотреть, например, здесь - http://www.webartz.com/fourcc/. А проверить тип FourCC в файле можно с помощью AVI FourCC Code Changer .

Теперь идем в Video->Color Depth. Строго говоря, этот шаг не является обязательным. Просто, в случае проблемного материала (например, уровень черного слишком "задран"), при перекодировании вокруг черных участков будут возникать "ареалы" квадратиков. Если увеличить количество цветов (или значений на шкале серого), таких артефактов можно избежать.

Подходим к самому главному шагу - выбору кодека и битрейта. Идем в меню Video->Compression:

В открывшемся окне выбираем кодек DivX. Должен заметить, что таких кодеков, как правило, несколько. Есть DivX 3.11 alpha, DivX 4.02 Fast Motion, DivX 4.02 Low Motion и наиновейший DivX 5.
Я предпочитаю использовать DivX 4.02 Low Motion по следующим причинам:
DivX 3.11 alpha (он же MicroCrap MPEG4 (кто-то очень любит MicroSoft)) уже практически сошел со сцены и не очень распространен.
DivX 4.02 Fast Motion мне не нравится обилием квадратиков. А с DivX 5 (и его производные) мне было просто лень разбираться.

Так что, выбираем DivX 4.02 Low Motion, впрочем, каждый остается при своем мнении, и я никого не обязываю пользоваться именно этим кодеком:

Нажимаем на кнопку Configure и видим три параметра, от которых будет зависеть дальнейшая судьба видеоматериала. Понятно, что можно задвинуть все параметры вправо (газ до отказа!) и ожидать великолепных результатов. Результаты-то будут. Весь вопрос - что считать великолепными результатами!
Ведь можно получить 10-минутный ролик с отличным качеством и размером несколько Гигабайт. А можно засунуть двухчасовой фильм в 100Мегабайт (я и такое видел).
Короче, нам надо решить - какие параметры надо выставить, чтобы получить лучшее соотношение качестворазмер.

Для этого нам понадобится DV Tool. Запускаем его и кликаем на закладку DataRate Calculator:

Выставляем следующие параметры:

1. Movie length - Длина видеоматериала в минутах и секундах.
2. Frame rate - Тут вариантов немного - PAL или NTSC
3. Video - AVI или MPEG
4. Audio Format - Тип кодека и его параметры для кодирования аудио.
5. Audio tracks - Количество аудиотреков и тип компрессии.
6. Storage Media - Тип применяемого носителя для записи готового материала
7. Multiple video or discs - Полезная опция, но довольно запутанная реализация. Если надо содержимое двух (или более дисков) записать на один, то выбираем требуемое количество дисков и кликаем на иконку с одним диском (крайняя справа). После чего, смотрим на битрейт и ужасаемся.
Если же надо содержимое одного диска записать на несколько - то, опять же, выбираем нужное количество дисков и кликаем на иконку с двумя дисками (рядом с опцией выбора количества дисков).
Ну вот, написал еще запутаннее, чем сделано в программе. Ничего, разберемся.
8. Video dimensions - Размер видео.

Теперь, смотрим на надпись в окошке Kbit per second ->DivX. Это и будет искомое значение битрейта.

Теперь закроем DV Tool и вернемся к заждавшемуся Virtual Dub.

Выставляем требуемое значение битрейта (на картинке оно несколько другое) и регулируем параметр Smoothness/Sharpness. Его лучше всего выставить в положение, близкое к среднему. Он отвечает за "смазанность" или "резкость" картинки.
Про keyframe тут можно писать долго и нудно, но мне, как обычно - лениво (на самом деле - это такая отмазка, чтобы выглядеть сильно умным). Скажу лишь, что параметр этот влияет на количество ключевых фреймов в результирующем видео. Чем меньше ключевых фреймов, тем медленнее будет поиск (перемотка) по файлу. Чем их больше, тем, соответственно, размер файла будет больше. Так что, оставляем этот параметр, как есть.

Нажимаем на ОК. И еще раз на ОК.

Всё, с видео разобрались!

Настройки аудио

После того, как с видео покончено (ну, не в прямом смысле, конечно), переходим к разборкам с аудиотреком. Трепещи, звук! Мы идем!

Итак, заходим в меню Audio и выбираем там Full processing mode, а также, AVI audio. В случае, когда аудио надо брать из отдельного трека, выбираем опцию WAV audio.

Теперь надо поменять тип аудио. Иногда, видеоматериал закодирован с использованием нестандартных настроек (сразу договоримся считать стандартными параметрами 44100Hz, 16 bit, Stereo). Например, это может быть такое - 48000Hz, 8 bit, Mono. Почему так - не знаю. Надо спросить у того, кто кодировал.

Выбираем в меню Audio->Conversion:

И, как уже говорилось выше, выставляем "нормальные" параметры:
Sampling rate = 44100Hz
Precision = 16-bit
Channels = Stereo.

После чего, нажимаем на ОК.

Теперь надо выбрать тип компрессии. Идем Audio->Compression:

Выбираем всенародно любимый МР3 с наиболее стандартными настройками (128Кбитс, 44100, Стерео). Если нужный формат не присутствует в списке, то надо отметить галочкой Show All formats. Сразу скажу, что если при попытке начать кодирование, Virtual Dub ругается на аудио, то это как раз из-за несоответствия форматов, выставленных в Conversion и Compression.
Например, в Conversion выставлено 48000Hz, а в Compression 44100Hz. Так что, надо выбирать эти параметры так, чтобы они совпадали.

Нажимаем на ОК. Теперь идем в меню Options и выбираем опцию (тавтология получается!) Sync to Audio. Делается это для того, чтобы видео было синхронизировано с аудиотреком.

Записываем файл.

Ну вот, пришла пора сделать то, что в разных умных книжках называется не менее умным словом "рендеринг". Или, иными словами, начать кодировать файл.

Небольшой совет - желательно отключить опции Show input video и Show output video для ускорения работы кодера.

А теперь, с чистой совестью и дрожью в руках идем пить кофе, нервно ожидая результатов...

По материалам сайта mpeg74.ru, 2005 г.

Честно сказать, ваш покорный слуга всегда использовал VirtualDub (www.virtualdub.org ) как удобный конвертер для видео, не более того, поскольку монтаж и т.п. удобнее производить в специализированных профессиональных пакетах. Поэтому было удивительно узнать, что многие смотрят на эту программу более серьезно. Впрочем, VirtualDub является очень удобной и чуть ли не единственной в своем роде - она проста в освоении, бесплатна, есть нормально переведенная русская версия.

Итак, описание лучше строить на практической основе. Показывать мы все будем на базе конкретных задач и вопросов. Для начала дадим сноску для тех, кто не знаком близко с аббревиатурами видео и сутью работы ключевых технологий - несколько лет назад в "КВ" была серия материалов вашего покорного слуги "Основы цифрового видео" . При желании можете найти через сайт или поисковые системы. Поехали...

Аудио- и видеоданные представляются в неком закодированном виде. Программы, соответственно, могут их считывать и расшифровывать. Но в чистом виде аудио-/видеоданные занимают большое количество дискового пространства. Поэтому используется ряд общепринятых алгоритмов сжатия. Кодек - составное слово от "компрессор/декомпрессор". Компрессия по-английски - это и есть сжатие. Большинство используемых кодеков вносят деструктивные изменения в данные и называются lossy (сжатие с потерями). Как альтернатива им существует lossless компрессия (сжатие без потерь). Самих кодеков на самом деле огромное количество.


Кодеки в VirtualDub

VirtualDub не имеет собственных встроенных кодеков (аудио/видео), в его базе используются те, которые имеются в наличии у Windows. В этом варианте программа просто выступает как некий универсальный коммутатор/преобразователь. Поэтому наиболее оптимальной является установка набора K-lite Codec Pack (www.codecguide.com), который, кстати, многие используют для того, чтобы видео различных форматов читалось в программных плеерах.

Все доступные кодеки можно увидеть через главное меню (описываем для русской версии): Видео > Компрессия...


Видеофильтры

В программе имеется собственная база фильтров для обработки видео, доступ к которой осуществляется через главное меню Видео > Фильтры... Открывается окно, в котором вы можете добавлять любой из фильтров, производить регулирование основных параметров, менять размеры и т.п. Набор фильтров не сказать, что очень большой, хотя на сайте программы вы можете найти дополнительные, они подгружаются к VirtualDub как специализированные файлы с расширением *.vdf.

Теперь стоит рассказать о принципах...


Практическое задание

Нам нужно открыть видеофайл, добавить изображению яркость, размытость. Сохранить некий фрагмент в отдельный AVI-файл.

Итак, Файл > Открыть видеофайл... Выбираем то, что нам нужно, загружаем. Интерфейс программы можно разделить на три ключевые области: главное меню, окна просмотра видео, многофункциональная транспортная панель.

Обратите внимание на то, что окон просмотра видео у нас два - в левом показан исходный файл, то есть как он выглядит в реале, а справа мы видим результаты обработки.

Убеждаемся в этом. Загружаем окно с фильтрами (Видео > Фильтры...), изначально оно пустое. С помощью кнопки "Добавить" переходим к списку фильтров, и для нашего практического примера выбираем brightness/contrast (яркость/контраст) и blur (размытие). Настраиваем их. В окне фильтров есть еще одна интересная кнопка, в русской версии называемая "Изменить...". По нажатии вы переходите в редактор, в рамках которого указываете конкретную область кадра, которую вы хотите отобразить.

Все изменения внесены. Теперь нужно научиться работать с транспортной панелью.


Транспортная панель

Как раз здесь многим может пригодиться указанная ссылка на материалы "Основы цифрового видео", поскольку в разных стандартах предусмотрена различная структуризация кадров. Причем, для тех, кто не знаком с основной терминологией, русскоязычным синонимом слова "кадр" является "фрейм" (английское "frame").

Итак, рассмотрим кнопки навигации. Причем чаще всего для удобства лучше использовать не их, а вложенные операции главного пункта меню "Переход" либо просто горячие клавиши, которые их заменяют.

Воспроизведение у нас двух типов: мы можем просмотреть либо исходное видео, либо сразу исходное и полученное после преобразований (в нашем случае после использования фильтров).

Помимо стандартной перемотки, предусмотрено несколько типов навигаций: по ключевым кадрам и по сценам. Поиск по сценам эвристический, то есть анализируется наполнение, и если происходит существенная смена видеоряда, находится эта точка. Чувствительность такого поиска регулируется в отдельных настройках (Параметры > Параметры настройки > Scene).

Выделение фрагментов производится различными способами, и в транспортной панели есть две специальные кнопки, которым соответствуют операции указания начала и конца выделения.

Интересным объектом является строка с информацией о текущем кадре, в квадратных скобках которой указывается, чем, собственно, этот кадр является. В принципе, для тех, кто знаком с распределением в AVI и MPEG-1, тут ничего сложного нет.

Единственный момент - замаскированные кадры ([M]). Дело в том, что в программе есть анализатор ошибок, и если какой-то фрейм является "сбойным", он просто маскируется, то есть вместо него воспроизводится предыдущий.


Отдельная пометка

Сам формат AVI может содержать видео, сжатое различными кодеками (различными MPEG"ами и т.п.). Это раз. В профессиональной сфере для обеспечения качества чаще всего используется вообще вариант без компрессии (Full Frames (Uncompressed)), который в варианте VirtualDub называется Uncompressed (RGB/YCbCr). Если вы загрузите такой файл в VirtualDub, то обнаружите, что каждый(!) кадр будет являться ключевым. Такие файлы занимают очень много места, потому как фактически каждый фрейм в них хранится как отдельное изображение.

VirtualDub позволяет захватывать видео с любого подходящего источника, а именно - с видеовхода тюнера или платы видеозахвата. Для этих целей открываете меню "Файл" и выбираете опцию "Захватить AVI". Интерфейс программы автоматически трансформируется, пункты меню изменятся. Главное - указать источник (меню "Тюнер"), кодек (Видео > Компрессия или клавиша "С"), формат (там же). А после, если вы не хотите возиться с постобработкой, на автомате указываете некоторые параметры, в том числе и подключаете фильтры. Все это будет работать "на лету". Примерно так же ведем себя со звуком, только обратите внимание на то, что в меню "Аудио" есть включение индикатора уровня. Это полезно. Сигнал не должен быть слишком тихим, потому как он смешается с шумами, но при этом не должен и пиковать - вносятся неисправимые искажения.


Монтаж видеофрагментов

В принципе, тут возможностей монтажа как таковых предусмотрено немного, в основном, склейка различных фрагментов.

Простейший вариант - возьмите файл из предыдущего примера, выделите фрагмент, вырежьте его (Ctrl+X) и вставьте в любое другое место. То есть мы произвели две операции - вырезали/вклеили. Таким же образом можно вклеивать другие файлы, правда, нередко возникает ряд вопросов по сопоставлению форматов. По существу, они должны быть идентичны, и не только по стандарту компрессии, но и по дополнительным настройкам.

Если частота кадров не совпадает - склеивание может не произойти. В большинстве случаев появится сообщение об ошибке.

Кстати, есть вопросы по некоторым форматам сжатия, в которых реализована "плавающая" частота смены кадров. То есть, у вас могут быть идентичные по структуре файлы или фрагменты, но вставить один в другой вы не сможете, потому как частоты отличаются на небольшую величину. Быстрой панацеей от этой проблемы может стать вклейка в ключевые кадры. То есть, там частоты будут одинаковы. Вариант с "плавающей частотой" довольно часто используется в сильно сжатых фильмах.

Более медленный путь - перевод файлов в Uncompressed AVI (если же вы используете другой кодек, то получите лишние потери в качестве, потому как в большинстве кодеков подразумевается сжатие с потерями (lossy)). А потом склеивайте как вам угодно.


Аудио

Вопросы с аудио решены не сказать, что очень удобно, но на самом примитивном уровне. Есть фильтры, из которых можно собрать цепочку обработки, есть регулятор громкости и режим суперфильтрации.

Помимо этого, очень поверхностно реализована система синхронизации аудио с видео. Наиболее частый вопрос - возникающие отставания/опережения при склейке различных видеофрагментов. Причин этому может быть несколько. Целесообразнее рассказать об одном из вариантов исправления. В русскоязычной версии вы можете найти необходимые настройки в пункте меню Аудио > Чередование.


Подытожим

В принципе, если не лезть в компрессию, а использовать Uncompressed-варианты сегментов как для видео, так и для аудио, то проблем с монтажом возникает намного меньше. При этом вы расплачиваетесь большими размерами файлов, что для обработки больших видео не очень хорошо подходит.

Как уже говорилось ранее, программа является удобным, бесплатным и быстрым конвертором, программой захвата и обработки видеосигнала (хотя, если говорить о тюнерах, то зачастую их ПО в некоторых случаях на голову выше).

Вообще, хочется повторить еще раз одну важную вещь - чем большее количество операций использования lossy-кодеков, тем худшее качество получается в итоге.

Как простые в освоении, но более профессиональные решения можно порекомендовать Conopus Grass Valley PROCODER (программа кодирования, имеется гораздо большее количество кодеков, в том числе поддержка новых камер и стандартов), Movee Reveal ("домашний" видеомонтаж), Corel Ulead DVD Movie Maker ("домашний видеомонтаж" и создание DVD) и, конечно же, Sony Vegas .